СВЯЖИТЕСЬ
если у вас срочный вопрос
Статья по госзакупкам
19 Июля

Обжалование действий или бездействия заказчика по 44-ФЗ

Закон 44-ФЗ регулирует отношения в сфере закупок товаров, услуг, работ. Если участник закупки считает, что его права и интересы нарушаются заказчиком, он может пожаловаться на конкретные действия или, наоборот, бездействие.

Обжалуемые действия или бездействие, должны противоречить закону и одновременно нарушать ваши бизнес-права и интересы.

Как можно обжаловать действия заказчика

Сегодня участник может воспользоваться как внесудебным, так и судебным способами защиты прав. Первый способ предполагает направление жалобы в контрольный орган в сфере закупок (например ФАС). Второй способ – подача искового заявления в арбитражный суд о признании действий (бездействия) заказчика незаконным, а документов – не имеющими юридическую силу.

Алгоритм действий для внесудебного порядка

Обжалование действий (бездействия) проходит следующие этапы:

  • определение контрольного органа;
  • составление и подача жалобы;
  • участие в рассмотрении жалобы контрольным органом;
  • получение полного текста решения по жалобе.

Также вы можете отозвать жалобу, если она еще не рассмотрена контрольным органом и по существу жалобы не вынесено решение. Для этого достаточно написать заявление. Однако после отзыва, повторно направить ее в контрольный орган уже нельзя. В таком случае можно использовать второй способ обжалования действий – направить иск в суд.

Сроки подачи жалоб

Для разных ситуаций предусмотрены сроки обжалования:

  1. Обжалование положений документации – не позднее окончания срока подачи заявок;
  2. Обжалование действий после окончания срока подачи заявок на электронные процедуры – в течение 5 дней, с даты размещения протоколов (например, протокол подведения итогов) в Единую информационную систему в сфере закупок (ЕИС);
  3. Обжалование действий по заключению контракта – не позднее даты заключения.

Если дата подачи жалобы совпадает с датой подписания контракта, в ее рассмотрении могут отказать, так как контрольный орган может посчитать, что сроки пропущены.

Когда жалобу оставят без рассмотрения

  • если пропущены сроки на подачу;
  • если на момент обжалования действий заказчика, связанных с заключением контракта, контракт уже подписан;
  • если вступило в силу решение суда или контрольного органа по соответствующему нарушению.

Обжаловать действия заказчика после окончания срока подачи заявок не имеют права лица, которые не участвовали в определении поставщика.

Правила составления жалобы

Жалоба составляется и подается только письменно. В ней содержатся основные сведения об участнике и заказчике:

  • наименование;
  • почтовый адрес;
  • телефон для связи.

Далее указывается закупка и непосредственно действия или бездействие, которые обжалуются, и приводятся доводы, в которых необходимо указать документы или отдельные пункты в них, нарушающие закон. Такие документы нужно приложить к жалобе.

Если жалобу готовит и подает представитель, нужно приложить доверенность или другой документ, подтверждающий его право подписать жалобу.

Если жалоба подается на действия одного заказчика, но по разным закупкам, составляется отдельная жалоба на каждую закупку.  Нельзя указывать в одной жалобе более одной закупки.

Кому направляется жалоба

Имеются три органа, в компетенцию которых входит рассмотрение нарушений. Выбор зависит от того, для каких нужд проводилась закупка:

  • ФАС России и его территориальные управления (например, УФАС по г. Москве);
  • Уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РФ;
  • Уполномоченные органы местного самоуправления.

В большинстве случаев жалоба направляется в ФАС России или его территориальное управление.

Что нужно для участия в рассмотрении жалобы

Участник вправе присутствовать на заседании лично или направить представителя. Для допуска к заседанию необходимо предъявить паспорт и документы, подтверждающие полномочия: для представителя – доверенность, для руководителя компании – оригинал или копия решения о назначении на должность.

В начале заседания участнику необходимо сообщить, какие именно положения им обжалуются, а также озвучить свои требования. Если в процессе заседания возникают вопросы, участник может давать по ним пояснения– письменно или устно.

Что делать, если результат рассмотрения не удовлетворяет

Комиссия на основании доводов принимает решение о признании жалобы обоснованной, необоснованной или обоснованной частично. Если решение не удовлетворяет участника, его можно оспорить в судебном порядке. На подачу иска отводится три месяца со дня принятия решения.

Что нужно для подачи иска в суд

Такая категория споров рассматривается арбитражными судами. Подать иск можно как на бумаге, так и через официальны сайт арбитражных судов – система «Мой арбитр», которая требует предварительной регистрации.

Требования к содержанию искового заявления можно найти в статье 199 АПК. Перечень документов, которые нужно приложить к иску, содержится в статье 126 АПК.

Перед подачей иска необходимо отправить ответчику и иным участникам процесса заказным письмом с уведомлением о вручении копии иска с приложениями.

Рекомендуется ходатайствовать о приостановлении действия оспариваемого решения или о запрете заказчику совершать определенные действия.

Поделитесь с друзьями