СВЯЖИТЕСЬ
если у вас срочный вопрос
Статья по сопровождению бизнеса
05 Июля

Открытие интернет-магазина

Несмотря на экономическую ситуацию в России, объем розничной онлайн-торговли продолжает расти.

Поэтому данное направление привлекательно для коммерсантов всех стран. Но что делать юристу, чтобы уберечь интернет-предпринимателя от неприятностей? Обозначим основные моменты Интернет-торговли в России.

Какие риски?

Для торговли через интернет-магазины российский закон вводит специальную категорию – продажа товаров дистанционным способом. Это такая продажа, при которой ознакомление покупателя с товаром невозможно. Здесь применяется не только Закон РФ от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон о защите потребителей), но и Правила продажи товаров дистанционным способом, утвержденные постановлением Правительства РФ от 27.09.2007 №612 (далее – Правила продажи).

1. Недоведение информации до потребителя. К продавцам в принципе предъявляются высокие требования по предоставлению информации покупателям.

В случае с интернет-магазином Правила продажи делят такую информацию на предоставляемую до совершения покупки и предоставляемую непосредственно в момент передачи товара.

До заключения договора продавец должен довести до потребителя, например, информацию о потребительских свойствах товара, о своем адресе, о месте изготовления товара и т. д. (подробнее в пункте 2 статьи 26.1. Закона о защите потребителей и пункте 8 Правил продажи).

В момент доставки до потребителя доводится более обширная информация. Обязательно в письменном виде и на русском языке. Перечень такой информации содержится в пункте 9 Правил продажи.

Пренебрегая этими правилами, предприниматель рискует: а) возможным наложением штрафа (ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ, сумма штрафа – от 5 до 10 тыс. рублей для компаний, а для должных лиц – предупреждение или штраф от 500 до 1000 рублей), б) применением специальных правил возврата товара - три месяца вместо семи дней после передачи (абз. 1,2 п. 4 ст. 26.1 Закона о защите потребителей). Причем некоторые суды считают, что это правило  касается и технически сложных товаров, перечень которых утвержден постановлением Правительства РФ от 10.11.2011 № 924.

2. Нарушение закона о рекламе. Самое распространенное нарушение интернет-магазинов – это указание одной цены, а после регистрации на сайте или оформления заказа увеличение стоимости товара. Для предпринимателей это очень опасно, так как штраф за нарушение закона о рекламе – от 100 до 500 тыс. рублей (ч. 1. ст. 14.3 КоАП РФ).

3. Неполучение согласия на обработку персональных данных. Обычно для оформления заказа потребителю нужно указать личные данные – имя и отчество, контактный телефон и адрес доставки – это минимум. Если предприниматель планирует использовать эти данные не только для  исполнения единичного заказа, но и в иных целях, то на обработку персональных данных потребуется согласие покупателя (п. 1 ч. 1 ст. 6ст. 9 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»).

Важно отметить, что не допускается продажа дистанционным способом алкоголя, а также товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена, например, оружия, лекарственных средств и т. д. (п. 5 Правил продажи).

Какой порядок заключения договора с потребителем?

Самый распространённый способ заключения договора с потребителями в интернете – акцепт публичной оферты. Физически происходит следующее: покупатель заходит на сайт, на котором опубликована информация о товарах и ценах, выбирает товар, оформляет заказ. Нажимая кнопку «Заказать» (или «Купить» и т. п.), покупатель соглашается купить выбранный товар и соглашается с условиями договора.

Очень важно проверить корректную работу сайта, чтобы все кнопки работали, а выдаваемая магазином информация была корректной. Юрист должен дать правовую оценку информации на сайте, посмотрев на него глазами потребителя.

Заключение

Чтобы минимизировать описанные риски, нужно проверить работу сайта на всех этапах оформления потребителем заказа, уделить особое внимание отсутствию нарушений закона о рекламе, так как за такие нарушения штрафы ощутимы. 

До оформления заказа проверить, размещена ли на сайте обязательная информация, указанная в пункте 8 Правил продажи. До заключения договора купли-продажи нужно уведомить покупателя о правилах продажи, обмена и возврата, правилах доставки и предусмотреть возможность проставления галочки об ознакомлении потребителем с этими правилами.

Кроме того, нужно получить от пользователя согласие на обработку и хранение персональных данных, а также согласие на получение рекламных рассылок.

При оформлении заказа. Если заказы могут делать и незарегистрированные пользователи, то при каждом оформлении заказа необходимо предлагать потребителю ознакомиться с правилами продажи, обмена, возврата и доставки товаров. Предусмотреть, что бы окончание оформления заказа не было возможным до согласия потребителя с этими правилами.

В процессе выбора товаров необходимо исключить возможность помещения клиентом в его «корзину» тех товаров, которых в данный момент нет в наличии.

В момент передачи товара обязательно получить от потребителя письменное подтверждение факта ознакомления с правилами продажи, обмена и возврата товара (абз. 2 п. 4 ст. 26.1 Закона о защите потребителей, письмо Роспотребнадзора от 12.10.2007 № 0100/10281-07-32), а также с иными сведениями, указанными в пункте 9 Правил продажи. Электронного подтверждения об ознакомлении с этими сведениями недостаточно, поскольку Правила продажи прямо требуют предоставлять их именно при передаче товара.

Подготовлено по материалам журнала «Юрист компании».

Поделитесь с друзьями
продолжает расти." >