СВЯЖИТЕСЬ
если у вас срочный вопрос
Статья по корпоративному праву
06 Января

ПАО и АО в России

Реформа гражданского кодекса подарила нам вместо привычных аббревиатур ЗАО и ОАО, новые – АО и ПАО.

Законодатель ввел категорию публичности компании. Однако, это относится не только к акционерным обществам. Расскажем подробнее в чем особенность нового правового режима.

Основные отличия публичных и непубличных обществ

Хозяйственные общества делятся на:

(1) Публичные – это общества, которые основаны на акциях (ценных бумагах), имеющих масштабный рынок свободного обращения. Это общества с неограниченным и динамично меняющимся составом участников.

 Цитируем п. 1 ст. 66.3 ГК РФ:

«Публичным является АО, акции которого и ценные бумаги которого, конвертируемые в его акции, публично размещаются (путем открытой подписки) или публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах.

Правила о публичных обществах применяются также к АО, устав и фирменное наименование которых содержат указание на то, что общество является публичным».

Публичные общества:

  • в большей мере регулируется императивными нормами;
  • к ним предъявляются специальные требования;
  • незначительная свобода внутрикорпоративной самоорганизации.

Обеспечивается баланс интересов большой массы неоднородных участников публичных обществ, а это гарантия инвестиционной привлекательности общества.

(2) Непубличное – это хозяйственные общества, основанные на акциях, которые не выходят на организованный рынок обращения, или общества, основанные на малооборотном активе – доле в уставном капитале (ООО).

Цитируем п. 2 ст. 66.3 ГК РФ:

«ООО и АО, которое не отвечает признакам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, признаются непубличными».

Непубличные общества:

  • в значительной степени регулируется диспозитивными нормами;
  • больше свободы для внутрикорпоративной самоорганизации;
  • допускают возможность участников общества устанавливать иные правила поведения.

Специальные императивные требования к публичным обществам

  1. Размер уставного капитала. Минимальный уставный капитал публичного общества = 100 тыс. рублей, в то время как для непубличного общества – 10 тыс. руб. (ст. 26 ФЗ «Об АО»)
  2. Размещение и оборот акций. Сначала фиксируется публичный статус, и только потом можно говорить о публичном обращении. Право размещать путем открытой подписки акции акционерное общество получает со дня включения в ЕГРЮЛ сведений о своем фирменном наименовании, которое содержит указание на то, что такое общество является публичным (п. 1 ст. 97 ГК РФ).
  3. Высокие требования к раскрытию информации. Публичное общество обязательно регистрирует проспект публично размещаемых и (или) публично обращающихся ценных бумаг и в дальнейшем в обязательном порядке раскрывает определенную информацию (п. 6 ст. 97,п. 4 ст. 67.2ГК РФ,п. 2 ст. 27.6 ФЗ «О рынке ЦБ»)
  4. Компетенция органов общества. В публичном обществе обязательно образуются коллегиальный орган управления (п. 3 ст. 97 ГК РФ) и ревизионная комиссия (право отказаться от создания ревизионной комиссии или создавать ее исключительно в случаях, предусмотренных уставом, предоставлено только непубличным обществам –подп. 4 п. 3 ст. 66.3ГК РФ).
  5. Порядок формирования наблюдательного совета. Минимальное количество членов коллегиального органа – пять, избираемых кумулятивным голосованием. Порядок образования этого коллегиального органа управления устанавливают закон об акционерных обществах и устав (п. 3 ст. 97 ГК РФ).
  6. Запрет на установление в уставе ограничений концентрации корпоративного контроля акционеров.В публичном обществе нельзя ограничить количество акций, принадлежащих одному акционеру, их суммарную номинальную стоимость, а также максимальное число голосов, предоставляемых одному акционеру (п. 5 ст. 97 ГК РФ).
  7. Запрет на установление в уставе механизмов контроля персонального состава участников общества.Устав публичного общества не может предусматривать необходимость получения чьего-либо согласия на отчуждение акций этого общества.

Свобода самоорганизации непубличных обществ

(1) Определение перечня органов управления.

ГК РФ разделяет органы на две основные группы: обязательные и факультативные (ст. 65.3 ГК РФ).

Обязательные:

  • общее собрание участников (высший орган любой корпорации);
  • единоличный исполнительный орган (директор, генеральный директор и т. п.).

Факультативные:

  • коллегиальный исполнительный орган (правление, дирекция и т. п.),
  • коллегиальный орган управления (наблюдательный или иной совет),
  • ревизионная комиссия.

В непубличном обществе необходимы только обязательные органы, а создание остальных можно предусмотреть в уставе.

(2) Определение компетенции ее органов и порядка их образования.

Устав непубличного общества может содержать положения о передаче одному органу общества функций другого органа.

Цитируем ГК РФ:

«По решению участников (учредителей) непубличного общества, принятому единогласно, в устав общества могут быть включены следующие положения:

  • о закреплении функций коллегиального исполнительного органа общества за коллегиальным органом управления общества (пункт 4 статьи 65.3) полностью или в части либо об отказе от создания коллегиального исполнительного органа, если его функции осуществляются указанным коллегиальным органом управления;
  • о передаче единоличному исполнительному органу общества функций коллегиального исполнительного органа общества (п. 3 ст. 66.3 ГК РФ)»

(3) Порядок принятия органами решений.

(4) Определение методов контроля персонального состава участников корпорации. 

Порядок удостоверения состава участников общего собрания и принятых им решений

Порядок поведения публичного общества урегулирован императивно. Для него обязательно выполнение функций счетной комиссии регистратором(пункт 4 статьи 97 ГК РФ).

Для непубличных АО возможны варианты, которые зависят от количества акционеров.

  • если акционеров – владельцев голосующих акций >500, функции счетной комиссии выполняет регистратор (п. 1 ст. 56 ФЗ «Об АО»).
  • если акционеров – владельцев голосующих акций <500, то есть выбор: (а) сохранить свою счетную комиссию и тогда к проведению общих собраний привлекать нотариуса;(б) передать функции счетной комиссии регистратору.

Для ООО важно закрепить в уставе порядок выражения воли участников собрания и принятых ими решений.

ГК РФ по умолчанию предусматривает для ООО нотариальное удостоверение, если они самостоятельно не установили альтернативный вариант.

Во избежание рисков злоупотреблений при подсчете голосов в ООО целесообразно включить положения о том, что все участники собрания должны расписаться в специальном регистрационном документе, содержащем данные об участниках.

Кроме того, в уставе необходимо указать, что каждое решение, принятое общим собранием участников, подписывается в протоколе участниками, которые голосовали за него.

Заключение

Целью такого деления является установить разные режимы регулирования внутрикорпоративных отношений для обществ, различающихся (1) количеством участников и (2) характером оборота прав участия в них (акций и долей в ООО).

Подготовлено по материалам журнала «Юрист компании»

Поделитесь с друзьями