СВЯЖИТЕСЬ
если у вас срочный вопрос
Статья по госзакупкам
07 Октября

Как не попасть в РНП?

Участие в госзакупках для многих – основной источник дохода. Однако один из рисков - попадание в реестр недобросовестных поставщиков (РНП).

Вступивший с 1 января 2014 года в силу Федеральный закон №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) полностью заменил действующий ранее закон. Согласно новым положениям, теперь в РНП будут включаться сведения не только о самих компаниях, но и об их учредителях, членах коллегиальных исполнительных органов и генеральном директоре (ст. 104 Закона № 44-ФЗ). То есть, в случае попадания компании в реестр ее учредители не смогут, как раньше, открыть другую компанию и продолжить участвовать в госзакупках.

Закон предусматривает две ситуации, когда компания «достойна» попадания в реестр. Прежде чем рассмотреть их, обратимся к процедуре признания компании недобросовестной. 

Какова процедура включения в РНП?

Недобросовестные поставщики включаются в реестр сроком на 2 года (ч. 9 ст. 104 Закона № 44-ФЗ), в течение этого времени компания не может участвовать в госзакупках.

Процедура включения в реестр следующая:

  1. Госзаказчик передает в ФАС России (если закупка была на оборонные нужды, то в Рособоронзаказ) документ, подтверждающий факт уклонения участника закупок от заключения контракта (протокол об отказе от заключения контракта), или, в зависимости от основания, мотивированный протокол об одностороннем отказе от исполнения контракта, либо вступившее в силу решение суда о расторжении контракта;
  2. ФАС России (Рособоронзаказ)  проводит проверку и выносит решение о включении или об отказе во включении компании в РНП.

Включение в РНП при уклонении от заключения контракта

Компания может попасть в реестр в случае уклонения от заключения госконтракта (ч. 2 ст. 104 закона № 44-ФЗ). В частности, уклонением считаются ситуации, когда компания-победитель не направила госзаказчику в установленный срок подписанный проект контракта, а иногда и документы, подтверждающие представление обеспечения исполнения контракта.

Исходя из этих положений, факт непредставления документов в срок в любом случае признается уклонением от заключения контракта, и неважно, по каким причинам это произошло. В итоге во многих случаях ФАС России и Рособоронзаказ формально принимали решения о включении компаний в РНП.

У судов же сложилась другая позиция. Они приравнивают включение участника закупок в РНП к санкции (мере государственного принуждения) и указывают, что госорганы, принимая такое решение, не должны ограничиваться лишь формальным установлением факта нарушения законодательства. Это следует из позиции, сформулированной в постановлении Конституционного суда от 30.07.01 № 13-П, от 21.11.02 № 15-П.

Такая позиция судов дает возможность доказывать незаконность включения в РНП в случае неподписания контракта по причинам, не зависящим от компании. Затронем типовые ситуации.

(а) Проект договора получен после окончания срока подписания. Одной из ситуаций, когда компанию могут признать уклоняющейся от заключения госконтракта, является случай, когда она не имеет реальной возможности подписать проект контракта, потому что получила его уже после того, как истек срок для подписания. Но в таких случаях судебная практика защищает интересы участников закупок.

(б) Технический сбой. Если невозможность подписания контракта в срок была связана с техническими проблемами, тоже есть шанс избежать попадания в реестр. Как правило, это касается ситуаций, когда закупки происходят в электронном виде, и компания не может отправить подписанный проект договора: например, если в офисе неожиданно отключили интернет или электроэнергию.

Однако, чтобы не попасть в реестр недобросовестных поставщиков из-за технического сбоя, нужно иметь доказательства того, что технические проблемы действительно имели место в конкретные даты. Кроме того, важно подтвердить еще и то, что компания пыталась предпринять иные меры для заключения контракта (например, представить переписку с сотрудниками госзаказчика).  

Включение в РНП при существенном нарушении условий контракта

Еще одно основание для включения в реестр – нарушение компанией своих обязательств по уже заключенному контракту. Причем если в случае с уклонением от заключения контракта у компании есть шансы доказать, что она добросовестно пыталась принять все возможные меры к тому, чтобы контракт все-таки был подписан, то при установлении существенного нарушения заключенного контракта избежать включения в реестр почти невозможно.

(а) Основание – судебное решение о расторжении контракта. Согласно Закону № 44-ФЗ, в реестр недобросовестных поставщиков должна быть включена информация о поставщиках, с которыми контракты были расторгнуты по решению суда (ч. 2 ст. 104 закона № 44-ФЗ). Здесь речь идет о ситуации, когда суд расторгает контракт из-за существенного нарушения условий контракта со стороны поставщика.

Расторжение контракта в судебном порядке при условии нарушения участником закупок обязательств ведет к безоговорочному включению информации о таком участнике в реестр.

(б) Основание – односторонний отказ заказчика. Поставщик может попасть в реестр, только если заказчик откажется от контракта из-за существенного нарушения поставщиком взятых на себя обязательств (ч. 2 ст. 104 Закона № 44-ФЗ). Но нужно учитывать, что эта норма не нашла и вряд ли найдет широкое применение по причине нежелания заказчиков отстаивать и обосновывать в суде причины одностороннего отказа от контракта. Гораздо охотнее заказчики будут пользоваться проверенным инструментом расторжения контрактов в судебном порядке. 

Заключение

Таким образом, участвуя в госзакупках, предприниматели должны со всей серьезностью отнестись к процедуре подписания контракта и аккуратно исполнять обязательства по нему.

Подготовлено по материалам журнала «Юрист компании».  

Поделитесь с друзьями