СВЯЖИТЕСЬ
если у вас срочный вопрос
Статья по Китайскому праву
25 Сентября

Краткий обзор китайского права

Поворот России на Восток можно считать свершившимся фактом. Ключевой игрок в этом регионе – Китай.

Наши страны исторически связывают тесные экономические отношения. Но к тем, кто уже много лет сотрудничает с Поднебесной, прибавились предприниматели, заинтересованные в работе с китайскими компаниями.

Барьером для развития отношений выступает непонятность Китая: менталитет, язык и правовая система. Действительно, чтобы понять китайское право нужно более детально ознакомиться с культурой и языком.

Очертим общую характеристику закона КНР «О договорах», не упуская из вида культурные особенности и правовую систему.

Происхождение термина «закон» в Китае

Термин «закон» передается иероглифами 法/ 灋 (fa3) и сложился из трех других: 灋=水+廌+去. Где, 水(shui3), это вода (ровная поверхность, справедливость);廌(zhi4) – единорог, мифическое животное, символизирующее долговечность и благополучие, которое могло отделять хорошее от плохого, по легенде считалось, что единорог мог ударить только неверного человека; и 去(qu4) – идти.

В совокупности дословно термин «Закон» можно истолковать, как равное правосудие.

Замечу, что именно когда начинаешь разбираться в происхождении того или иного иероглифа, понимаешь глубину и объем китайского мышления и культуры.

ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ О КИТАЕ

Территориальная структура

Территориальная структура КНР включает в себя несколько уровней.

(1) Провинциальные административные  районы (省级(sheng3): 23 провинции, 5 автономных районов, 4 города центрального подчинения и 2 специальных административных района .

Городами центрального подчинения являются – Пекин (北京), Чунцин (重庆), Шанхай (上海), Тяньцзинь (天津). Специальные административные районы, это Гонконг (香港) и Макао (澳门).

22 провинции, 5 автономных районов и 4 города центрального подчинения обычно называют «континентальный Китай», куда обычно не входят Гонконг, Макао и Тайвань.

(2) Округи (префектуры) (区(qu1)

(3) Уезды (县(xian4)

(4) Поселки (городского типа) (乡(xiang1)

(5) Деревня (村(cun1)

1 01 01

Структура государственных органов

Принцип разделения властей, когда законодательная, исполнительная и судебная власти являются равнозначными и взаимодополняющими, для КНР не характерен. Это, конечно, не означает, что в Китае нет разделения властей вовсе,  просто способы его реализации другие. Органы власти в Китае выстроены на основе вертикальной подчиненности, где вершиной является Коммунистическая партия Китая.

Так, в соответствии с декларируемым принципом разделения властей в Конституции КНР 1982 г., законодательную, исполнительную и судебную власть в Китае представляют соответственно Всекитайское собрание народных представителей (ВСНП) и его Постоянный комитет (ПК ВСНП), Государственный совет и общие и специальные суды страны.

ВСНП — высший орган государственной власти КНР. В его состав входят депутаты, избранные от провинций, автономных районов, городов центрального подчинения и вооружённых сил.

В компетенцию входит, например:

  • внесение изменений в Конституцию КНР и контроль за её исполнением;
  • принятие основополагающих законов  в области гражданского права, уголовного права и структуры госорганов (например, Закон «Общие положения гражданского права», Закон «О договорах) и т.д.

В компетенцию ПК ВСНП входит принятие иных законов, например, Закона «О компаниях». Госсоветосуществляет административное регулирование; Министерства и комитеты принимают отраслевые правила; Верховный Народный Суд и Верховная Народная Прокуратура дают судебные разъяснения (не являются судебными прецедентами); местные народные правительства принимают нормативные акты на местах.

2 02 02

ПРАВОВАЯ СИСТЕМА

Если выделить основные периоды развития правовой системы Китая, то можно отметить, что до 1949 г. большое влияние на право оказывала идеология конфуцианства. Так, традиционная китайская концепция не отрицает права, но полагает, что оно необходимо для тех, кто не заботится о морали, или для иностранцев, которым чужда китайская цивилизация. Сами же китайцы спокойно обходятся без права, законы, по их мнению, - ненормальное средство решения конфликтов.

В период с 1949 по 1990-е гг. большое влияние оказало советское право. Например, первая редакция Уголовного кодекса КНР во многом опиралась на российский опыт – Уголовный кодекс РФ 1996 г., в них можно найти немало сходств и параллелей.

Наконец, с конца 1990-х по наши дни китайская правовая система стала больше имплантировать в свою правовую материю институты континентального права Европы и общего права.

Одна страна – две системы (一国两制)

Дело в том, что остров Гонконг отошел к Великобритании после первой «опиумной войны» (1839-1842 гг.), а в 1898 г. получено право на 99-летнюю «аренду» прилегающих островов, названных Новыми территориями.

В конце 1970-х Лондон вступает в контакты с Пекином, выясняя его позицию по вопросу дальнейшей судьбы Новых территорий, срок соглашений по которым истекал в 1997 году. В начале 1980-х китайская сторона заявила о твердом намерении вернуть не только Новые территории, но и остров Гонконг.

Руководитель КНР Ден Сяопин предложил программу «Одна страна - две системы». Суть программы заключалась в том, что Китай не будет менять экономическую систему Гонконга и Макао, и Китай не будет перестраиваться под два региона. Эта идея понравилась Британии, и в 1997 году Гонконг вернулся в состав Китая, а через два года и Макао.

Таким образом, сейчас система выглядит так:

  • Континентальная правовая система (континентальный Китай, Тайвань, Макао);
  • Англо-саксонская правовая система (Гонконг).

Основные законы в области гражданского права

  • Закон «Об общих положениях гражданского права КНР» принят 12 апреля 1986 г. на 4-й сессии Всекитайского собрания народных представителей 6-го созыва, опубликован и применяется с 01 января 1987 г. (ред. 27 августа 2009 г.)
  • Закон «О договорах» принят 14 марта 1999 г. на 2-й сессии Всекитайского собрания народных представителей 9-го созыва, опубликован и применяется с 01 октября 1999 г.
  • Закон «О вещных правах» принят 16 марта 2007 г. на 5-й сессии Всекитайского собрания народных представителей 10-го созыва, опубликован и применяется с 01 октября 2007 г.

    3 03 03

ЗАКОН «О ДОГОВОРАХ»

Заменил предшествующие законы «Об экономических договорах» от 1982 года, «Об экономических договорах, осложненных иностранным элементом» от 1985 года и «О технических договорах» от 1987 г.В 1999 и 2009 гг. Верховный Народный Суд КНР принял два судебных разъяснения к Закону.

Содержит 428 статей и разделен на две части: Общие положения (129 статей) и Особенная часть (Виды договоров) (299 статей).

Общие положения включают статьи озаключении договоров, вступлении в силу, исполнении, изменении, передачи прав и обязанностей, прекращении действия договоров и ответственность сторон.

Особенная часть включает 15 видов договоров.

1 группа: договоры о передаче имущественных прав (договоры купли-продажи, дарения, займа, аренды, финансовой аренды, снабжения электроэнергией, водой, газом).

2 группа: договоры о передаче результатов работы (договоры подряда, строительного подряда).

3 группа: договоры о предоставлении услуг (договоры перевозки, хранения, складского хранения, поручения, комиссии, посредничества).

4 группа: технические договоры.

Закон понимает под договором соглашение между равными субъектами — физическими лицами, юридическими лицами и иными организациями — об установлении, изменении, прекращении гражданских прав и обязанностей. 

Основные принципы, применяемые к договорам:

  • принцип равенства,
  • принцип свободы договоров,
  • принцип справедливости,
  • принцип добросовестности и доверия,
  • принцип соблюдения законов,
  • принцип исполнения договорных обязанностей.

Заключение договора и вступление его в силу

  • Форма договора: устнаяписьменная и иная, если иное не предусмотрено иными законами (например, Закон «О торговом мореплавании» требует письменной формы для заключения договоров о покупке или аренде судна). Примером иной формы может подразумеваемый договор, это договор, вытекающий из действий сторон.
  • Письменная форма распространяется на документы, подписанные посредством электронных средств связи. Исчерпывающий список отсутствует, но на практике возникают проблемы с доказыванием момента заключения договора, особенно в случаях использования личных электронных адресов, которые трудно идентифицировать.
  • Практикуется нотариальное заверение электронной переписки у китайского нотариуса при разрешении спора.
  • Ряд договоров необходимо утверждать или регистрировать в госорганах для его вступления в силу.

Например, для договора внешней гарантии (когда китайское юридическое или физическое лицо выступает гарантом в отношении иностранного кредитора) требуется обязательное утверждение в органах валютного контроля Китая.

Здесь нужно заметить, чтов отношении китайских физических лиц, выступающих гарантами исполнения договоров, на практике невозможно осуществить утверждение договора поручительства в органах валютного контроля. А в отношении китайских юридических лиц, выступающих поручителями, ситуация с утверждением договора поручительства в органах валютного контроля сложная, слишком много невыполнимых формальных требований.

Отметим, что в китайском договорном праве нет закрепленного на законодательном уровне понятия, аналогичного «существенным условиям договора» в российском праве.

Заключение договора

  • В Китае при заключении договоров печать компании по отношению к подписи является основной.
  • Официальные печати компаний являются круглыми, красного цвета, со звездой в центре. Также есть специальная печать компании для договора. В отношении заключении договора, обе печати имеют одинаковую юридическую силу.
  • Лицо, которое является законным представителем (председатель совета директоров или директор) компании, имеет право действовать без доверенности.

Образец печати

4 04 04

Недействительность договоров

Существует три группы оснований. Первая связывает недействительность с наличием дефектов у субъекта правоотношений (отсутствие правосубъектности). Вторая группа –нарушение волеизъявления сторон, например, если:

  • одна из сторон заключила договор путем обмана, угрозы, нарушила права и интересы государства;
  • договор заключен в результате злонамеренного соглашения и тем самым причинен вред правам и интересам государства, организаций или третьих лиц;

Наконец, третья группа оснований это:

  • если договорная форма прикрывает незаконные цели;
  • если нарушены государственные (публичные) права и интересы;
  • если нарушены императивные нормы законодательства, административных установлений и т.п.

Государственные (публичные) права и интересы

Аналог публичного порядка, но на законодательном уровне нет четкого закрепления, поэтому народные суды могут в зависимости от ситуации трактовать его по своему усмотрению.

Недействительность части договора

Если часть договора является недействительной, то часть договора, которая является действительной, продолжает действовать.Такой же подход к действительности арбитражной оговорке.

Передача прав и обязанностей по договору

  • Передача прав (полностью или в части) кредитора вступает в силу с момента получения должником уведомления.
  • Для передачи обязанностей должника необходимо согласие кредитора.
  • На практике могут возникнуть проблемы с подтверждением получения должником уведомления от кредитора, отправленного почтой.

Закон предусматривает следующие основания, для расторжения договора:

  1. если невозможно достичь цели договора из-за непреодолимой силы;
  2. если до истечения срока действия договора одна из сторон ясно заявила о том, что не исполнит основных обязательств, либо это стало очевидным из ее действий;
  3. если одна из сторон допустила просрочку исполнения основных обязательств и после напоминания по-прежнему не исполняет их в срок;
  4. если одна из сторон задерживает исполнение обязательств либо если ее иные противоправные действия делают невозможным достижение цели договора;
  5. если налицо иные обстоятельства, установленные законом.

Закон указывает на необходимость направления уведомления о расторжение договора противоположной стороне.

Ответственность

  • Кредитор может требовать принудительное исполнения и возмещение ущерба или оплату неустойки;
  • Если при наличии неоднократных напоминаний со стороны кредитора должник в течение разумного срока не осуществляет исполнение, то кредитор имеет право расторгнуть договор.

При нарушении договора одной стороной, другая сторона имеет право:

  • Потребовать продолжения его исполнения;
  • Потребовать замену, ремонт, возврат, принять меры по исправлению положения и т.д.
  • Потребовать возмещение убытков.

Неустойка

В соответствии с Судебными разъяснениями №2 к Закону «О договорах» размер договорной неустойки, превышающий 30% общего объема причиненных убытков, является несоразмерно завышенным и по требованию народный суд или арбитражный орган может ее понизить в рамках 114 статьи Закона «О договорах».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Мы отметили общие моменты Закона КНР «О договорах», особо подчеркнув, что на правоприменительную практику в Поднебесной оказывают культурные особенности.

Подготовлено по материалам семинара CECJ, состоявшегося в сентябре 2015 года

Поделитесь с друзьями