СВЯЖИТЕСЬ
если у вас срочный вопрос
Статья по риторике
14 Мая

Адвокат и публичные выступления

В средней школе нам говорили о понятиях «правильный ответ», «правильная информация», если таких ответов много, то это хорошо, а если нет – плохо.

Представляется, что эта мысль противоречит принципам публичных выступлений. Информацию нужно упорядочить, расставить акценты, разложить по полочкам. Тогда её не нужно много, возникнет картинка, возникнет видение, и публичное выступление эффективно. В противном случае мы загрузим слушателя информацией и оставим мучиться с ней, чтобы он как-то её переваривал.

Какое выступление публичное?

Публично не каждое выступление, произнесенное перед аудиторией. То выступление, в котором спикер несет ответственность за результат, называется публичным. Спикер рискует не достичь своих целей. Это не обязательно выступление перед аудиторией, это и беседа тет-а-тет, например, с директором о повышении заработной платы.

Поэтому навык публичных выступлений так важен для адвоката. Выступая в суде, ведя переговоры или находясь в диалоге с процессуальными оппонентами, в руках адвоката судьбы граждан и предпринимателей. Это большая ответственность.

Что такое цель выступления?

Цель выступления лучше сформулировать глаголом, например: продать, мотивировать, напугать, убедить. То есть это те действия, которые вы ждете от публики после выступления.

Здесь важно не забывать, что к цели спикер приходит с помощью своей речи не один, он берет публику и ведет к своей цели. Публика адвоката – это те, кто принимают окончательное решение, за которое он ответствен, и не важно, кто это: судья, оппонент на переговорах или аудитория.

Из раза в раз спикеры забывают об аудитории. Когда в судебном заседании представители сторон вступают в перепалку друг с другом, они упускают, что единственная аудитория здесь судья, это та публика, которую они ведут к своей цели.

Что такое объекты внимания и контекст высказывания?

Представляется, что в своем публичном выступлении адвокат должен учитывать контекст выступления. Что это значит? Мало заучить выступление и пару раз повторить перед зеркалом, так как в момент самого выступления что-то пойдет не так: речь произносится в душном помещении после 4 часов судебного заседания перед обедом и, если подготовлен 30-минутный доклад, он не возымеет того эффекта, на который рассчитывал адвокат.

Для адвоката важно оценить ситуацию, в которой предстоит выступать, и выбрать модель поведения для достижения своей цели.

При этом ситуация может меняться, и здесь нужно постоянно за ней следить. В этом смысле упомяну объекты внимания оратора. Какие они? Давайте посчитаем на примере выступления адвоката в суде.

  1. Как уже было показано, главное - это публика адвоката, и терять контакт с ней никак нельзя.
  2. Следует не терять из вида четкое изложение своей правовой позиции по делу, при этом ничего не забыть.
  3. Реакция на позицию процессуального противника позволит нивелировать её или обернуть с пользой для клиента.
  4. Следить за тем, чтобы выступление не было затянуто, судья может вас ограничить фразой: «Вам на выступление 10 минут!»
  5. Адвокат может использовать ноутбук, проектор, делать пометки в ходе процесса, при этом нужно не забывать об остальных объектах внимания.
  6. Если дело требует командной работы, то, представляется необходимым, следить за исполнением членами коллектива плана на судебное заседание.

Перечень объектов внимания отнюдь не закрытый, так как факторов, которые влияют на публичное выступление адвоката, множество.

Публичные выступления – это навык адвоката.

Навыки публичных выступлений невозможно приобрести, прочитав пару-тройку книг или посетив ряд мастер-классов. Это компетенция, которую нужно постоянно тренировать и развивать. Адвокату эти навыки позволят оказать профессиональную юридическую помощь гражданам и бизнесу и достичь целей, которые перед ним ставят доверители. 

Поделитесь с друзьями